Молодые люди все чаще стали
задумываться о том, что их ожидает при выходе на пенсию. Возможно, дело
в том, что эту тему безбожно эксплуатируют политики и СМИ: вопрос
обеспечения старости является одной из главных тем любой предвыборной
кампании. Иностранцу, незнакомому с украинскими реалиями, может даже
показаться, что наши государственные мужи только о пенсионерах и думают.
Неужели реально сделать так, чтобы
пенсионеры чувствовали себя комфортно? Неужели наступит время, когда
пожилые люди перестанут считать копейки и смогут купить не только хлеб,
но и масло? А лекарства, одежда, подарки внукам, поездки… Все это может
стать реальностью, если воплотить в жизнь пенсионную реформу.
Именно пенсионной реформе и будет
посвящена наша статья. Мы попытаемся выяснить, зачем нужно проводить
пенсионную реформу и что она изменит.
Что у нас есть сейчас
Согласно Закону "О пенсионном
обеспечении", принятом Верховной Радой в 1991 году, все
нетрудоспособные граждане страны имеют право на материальное
обеспечение путем предоставления трудовых и социальных пенсий. В 2003
году был принят Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном
страховании», который вступил в силу 1 января 2004 года. Именно
согласно этому закону начало происходить реформирование пенсионной
системы.
Модель новой системы, которая внедряется в Украине, состоит из 3-х уровней пенсионного обеспечения:
1-й уровень —
солидарная система, система для всех. Сейчас идет внедрение
персонифицированного учета страховых пенсионных взносов. На каждого
работающего открывается персональная учетная карта, в которой
накапливаются сведения о заработной плате, стаже, условиях работы,
отчислениях в Пенсионный фонд. Система построена на принципах
"солидарности поколений", то есть, нынешние пенсионеры получают пенсию
за счет тех, кто работает сейчас. На этом уровне обеспечиваются пенсии
по возрасту, по инвалидности, по утере кормильца и пособия по похоронам
пенсионеров. Пенсии по возрасту – наиболее массовые, их назначают,
когда мужчина достигает 60 лет, а женщина - 55 лет.
2-й уровень —
обязательная накопительная пенсионная система. Суть такой системы будет
заключаться в том, что часть обязательных взносов будет накапливаться в
едином Накопительном фонде и учитываться на индивидуальных
накопительных пенсионных счетах граждан. Учет этих средств ведет
Пенсионный фонд, он же обеспечивает их инвестирование с целью получения
инвестиционных доходов. Выплаты из Накопительного фонда будут
осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
3-й уровень —
система добровольного негосударственного пенсионного страхования.
Работник или работодатель могут добровольно перечислять средства на
отдельные счета. Основа этой системы — негосударственные пенсионные фонды,
которые накапливают и размещают взносы в качестве инвестиций. В июле
2003 был принят Закон "О негосударственном пенсионном обеспечении",
который легализировал начало деятельности негосударственных пенсионных
фондов. Однако, кроме НПФ, участниками третьего уровня также могут быть
страховые организации и банковские учреждения.
В настоящее время полноценно
действует лишь 1-й уровень. Официально все три этапа реформ должны были
завершиться в 2009 году. И у правительства не остается другого выбора,
кроме как провести пенсионную реформу в ближайшее время. Ведь это было
одним из условий МВФ при выделении второго транша кредита, который
поступил в Украину в средине мая.
Почему срочно нужно проводить реформу
Причин безотлагательного проведения реформы больше, чем достаточно. Перечислим наиболее весомые из них.
1) Демографические причины.
Увеличение продолжительности
жизни, а также сокращение рождаемости приводят к старению нации. То
есть, пенсионеров станет больше, чем работоспособного населения.
Соответственно, количество тех, кто платит в Пенсионный фонд, будет
меньше, чем тех, кто получает деньги из этого фонда. Социальная
нагрузка на работоспособное население постоянно увеличивается. По
данным Государственного комитета статистики, на 1 января 2009 года на 1
тыс. населения городских жителей приходилось 366 пенсионеров, а на 1
тыс. сельских жителей – 480 пенсионеров.
Из графика видно, уже через лет
20 работающие граждане практически не смогут обеспечивать пенсионеров.
Однако, по мнению экспертов, такая ситуация случится раньше.
2) Экономические причины.
Начнем с безработицы. С
наступлением кризиса даже количество безработного населения резко
возросло, причем, реальное количество безработных намного больше, чем
официальное. Также известно, что многим сократили заработную плату,
перевели на сокращенную рабочую неделю, отправили в неоплачиваемые
отпуска. Не говоря уже о самой зарплате – ведь зарплата «в конверте»
остается нормой жизни. А, как известно, отчисления в различные
социальные фонды идут только с официальной зарплаты. Все эти факторы
негативно влияют на интенсивность наполнения пенсионного фонда. Для
справки, на 1 апреля 2009 года по данным Госкомстата в Украине
проживало 46080,5 тыс. человек, а количество зарегистрированных (!)
безработных на 1 мая 2009 года составляло 808,8 тыс. человек.
Правительство заявляет, что план наполнения Пенсионного фонда
выполняется, пенсионерам даже приходят уведомления о том, что пенсию
будут платить без задержек. Но мы понимаем, что многие собственники
предприятий были вынуждены выплатить взносы в Пенсионный фонд как бы
авансом, и самое страшное еще впереди. Возможно, до выборов во
избежание лишнего общественного напряжения наши граждане еще будут
получать пенсии. Но может случиться и так, что наша система солидарного
пенсионного обеспечения не выдержит нагрузки, и пенсионерам придется
вспомнить "лихие девяностые", когда выплаты задерживались на полгода.
3) Как же упоминалось в статье,
проведение пенсионной реформы было одним из условий Международного
валютного фонда при перечислении второго транша кредита. В МВФ уже
давно обеспокоены состоянием украинской пенсионной системы. Глава
миссии МВФ в Украине, Джейла Пазарбазиолу, отметила, что хотя за
последние три года пенсии в Украине выросли на 140%, этот рост был
незаметен, пока активно росла экономика. А теперь стало очевидно, что
Пенсионный фонд не справится со своей задачей. Расходы на него в этом
году вырастут с 15% до 16,5% ВВП, что является одним из самых высоких
показателей в мире. Нужно учитывать, что собственные поступления ПФ от
работодателей обеспечивают лишь 11%, а дефицит в 5,5% ВВП (около 15
млрд грн) профинансирует госбюджет.
И что же делать и какие последствия?
Многие, возможно, зададут вопрос:
стоит ли думать о пенсии во время кризиса, ведь и так проблем хватает?
Но учитывая тот факт, что основной целью пенсионных систем любого вида
является защита интересов граждан, откладывающих себе средства на
старость, можно сказать, что кризис только усиливает необходимость
внедрения второго уровня пенсионной системы в Украине.
Однако этот процесс требует
масштабного и системного подхода. Ведь пенсионные накопления должны
храниться долго, и инвестироваться в различные финансовые инструменты.
А кризис, как известно, наиболее поразил важнейшие из них - банки и
фондовый рынок. Так что для внедрения второго уровня пенсионной системы
нужно обеспечить стабильность этих секторов экономики.
Многие эксперты говорят, что для
начала нужно повысить минимальный пенсионный возраст. Ведь в Украине он
является практически самым низком в Европе (60 лет для мужчины, 55 лет
для женщины). Такое решение сможет сократить число получателей
пенсионных выплат. Это снизит нагрузку на Пенсионный фонд. Однако
Министерство труда и социальной политики всегда противились такому
решению проблемы. Накануне выборов оно вряд ли изменит свою позицию.
Так что проблема остается, а
решения пока никакие не принимаются. Но все прекрасно понимают, что
надеяться на государство в решении такого важного вопроса – это просто
наивно. Единственное, что мы просто обязаны требовать от властей – это
воплощения в жизнь тех решений, которые были приняты еще пять лет
назад, то есть, осуществления второго уровня реформы.
А нам, обычным гражданам, стоит
внимательнее отнестись к тем возможностям, которые предоставляет новая
трехуровневая система. Рассудив здраво, многие из нас поймут, что лучше
каждый месяц или год передавать небольшую часть своих доходов НПФ или
компании, предлагающей накопительное страхование жизни, чем купить себе
несколько модных вещей или в очередной раз поменять мобильный. Трехуровневая
система, на самом деле, действительно хорошая. Она позволяет
распределить между тремя ее составляющими риски, связанные и с
изменениями в демографической ситуации (к чему более чувствительна
солидарная система), и колебаниями в экономике и на рынке капиталов
(что больше ощущается в накопительной системе). Такое распределение
рисков позволит сделать пенсионную систему финансово сбалансированной и
устойчивой. А это – гарантия того, что после выхода на пенсию вам
удастся избежать резкого снижения уровня доходов.
Автор: Ирен Ангеловская
|